Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5

Адрес141730, Российская Федерация, Московская область, Лобня, Авиационная, 1

Контакты администрации +7(495)577-10-53 direktor@sl5.ru

Промежуточная аттестация

Как организовать промежуточную аттестацию учащихся?

Главные нормативные основания деятельности школы - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты. 
В этих документах содержатся требования ко всем видам деятельности школы, включая промежуточную аттестацию.

Федеральный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ», а стандарт содержит требования к образовательным программам, определяя гарантии качества образования.
Каково же содержание статей, которые регламентируют вопросы промежуточной аттестации?

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» указано, что описание форм аттестации - один из обязательных элементов образовательной программы школы. 
Проведение промежуточной аттестации обязательно учитывается в учебном плане школы: в сумме часов, отведенных для освоения темы, образовательного модуля или учебного курса. Проведение промежуточной аттестации входит в сумму часов учебных предметов, указанное в учебном плане. 
Таким образом, аттестация не предполагает дополнительную учебную нагрузку учащихся и должна планироваться в соответствии с распределением времени на изучение предметов (курсов, модулей).

В 28 статье Закона «Об образовании в РФ» утверждены такие компетенции образовательной организации:
- осуществление текущего контроля успеваемости;
- проведение промежуточной аттестации 
(их формы, периодичность и порядок также определяет школа на основе внутренних локальных актов);
- проведение самообследования и обеспечение внутренней системы оценки качества образования. 
Стоит отметить, что образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции, включая ответственность за ненадлежащее выполнение функции промежуточной аттестации.

Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации в соответствии со статьей 30 Закона «Об образовании в РФ» определяет образовательная организация. Для внедрения тех или иных форм аттестации, утверждения бланков контрольно-измерительных материалов и системы математического анализа полученных баллов не требуется согласование с учредителем или научными организациями. Управленческая команда школы самостоятельно разрабатывает Положение о промежуточной аттестации, утверждаемое подписью директора.

Учитывая важность системы промежуточной аттестации в обеспечении образовательных результатов, разработчики Закона посвятили ей отдельную главу. В ней раскрыты основные положения: 
    Аттестация проводится по итогам отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 
    Аттестация не проводится на уровне дошкольного образования. 
    Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. 
    Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью. 
    Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

В статье 17 закреплено право обучающихся, получающих образование в форме семейного образования и самообразования, на прохождение промежуточной аттестации в образовательной организации экстерном. В статье 33 представлено определение: «экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность». То есть формы и порядок промежуточной аттестации экстернов также должны быть определены в локальном акте школы. 
Таким образом, вопросы промежуточной аттестации раскрыты в более чем пяти статьях Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно тексту Закона система промежуточной аттестации - это элемент основной образовательной программы школы, за ее обеспечение несет ответственность руководитель, утверждая локальные акты и обеспечивая их исполнение в отношении каждого обучающегося.

Какое место занимает промежуточная аттестация в ООП?
Рассмотрим этот вопрос на примере ООП основного общего образования. В соответствии с требованиями стандартов в структуру основной образовательной программы входят 3 обязательных раздела: целевой, содержательный и организационный. 

Целевой раздел включает цели, задачи, описание результатов и способы определения их достижения, поэтому содержание и инструменты промежуточной аттестации раскрываются в описании «системы оценки планируемых результатов». 
В пункте 18.1.3 стандарта ООО указано: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания … промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и … оценки проектной деятельности обучающихся». Промежуточная организация может проводиться по всем видам образовательной деятельности учащихся.

Содержательный раздел ООП содержит:
- программы учебных предметов, курсов;
- программу развития УУД;
- программу воспитания и социализации по направлениям формирования здорового образа жизни, профилактической работы и профессиональной ориентации;
- программу коррекционной работы, адресованную учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
При этом система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента ООП. Например, промежуточная аттестация предметных результатов может проводиться в традиционных формах, а для оценки результатов освоения программы развития УУД формируется «методика и инструментарий мониторинга успешности освоения УУД». Для оценки эффективности программы воспитания и социализации создаются «методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

Организационный раздел включает механизмы реализации ООП, главные из которых учебный план и план внеурочной деятельности, и систему условий реализации ООП.
В организационном разделе также должны быть раскрыты условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации:
- кадровые (система повышения квалификации педагогов по вопросам оценки результатов);
- информационно-методические (наличие контрольно-измерительных материалов, соответствующих выбранному УМК);
- материально-технические (программное обеспечение и ИКТ для проведения дистанционной диагностики и др.);
- психолого-педагогические (обоснование использования той или иной формы аттестации в соответствии с возрастными особенностями учащихся; внедрение альтернативных форм промежуточной аттестации для одаренных детей);
- финансовые (обоснование и расчет средств на использование услуг операторов внешней оценки качества образования или привлечение специалистов в области оценки результатов развития детей с ограниченными возможностями здоровья).

Как проектировать систему промежуточной аттестации?
Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие контрольно-измерительные материалы.
При этом важно учесть, что: 
    Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это значит, что школа информирует учеников и родителей о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля. Это нужно для того, чтобы учащиеся могли определить, какие знания и умения будут оцениваться, и обратить на них внимание в процессе обучения, а не готовиться за один день до контрольной. Учитель должен уметь выбирать подходящие формы промежуточной аттестации, например, контрольная работа отличается от самостоятельной. В ходе контрольной работы проверяют конкретные результаты, а самостоятельная работа лишь форма подготовки в прохождению аттестации. 
· Содержание КИМов должно точно отражать содержание модуля (курса), например, для оценки компетенций в области письменной речи неэффективно давать задания на поиск ошибок в тексте в форме теста, лучше предложить написать диктант. При этом текст диктанта должен включать лексический материал и предложения с особенностями пунктуации, изученными в данном учебном модуле (а не в другие периоды обучения). Это позволит аттестовать результаты изучения данного модуля. Если учитель определил, что именно будет аттестовано по итогам изучения урока, то он сможет учесть это содержание на самом уроке и предложить ученикам формы работы, которые потребуются для предъявления результатов.
    Контрольно-измерительные материалы должны соответствовать содержанию выбранного УМК. Если в 8-м классе используют три разных линии учебников, то провести единую директорскую контрольную будет невозможно, для этого потребуется три комплекта КИМов и учет сроков изучения той или иной темы, принятых в учебнике. 
Учет этих трех правил позволит создать систему аттестации для решения задач измерения конкретных результатов образования, повышения учебной мотивации, проектирования коррекционной работы на основе знаний о проблемах в обучении конкретного ученика.

Что входит в содержание промежуточной аттестации?
Система аттестации должна отражать результаты освоения учащимися результатов образования. В свою очередь результаты образования должны быть распределены по периодам обучения, представляя содержание конкретного модуля или предметного курса.
Для построения системы промежуточной аттестации, отражающей результаты ООП, нужно определить, что оценивается. Элементарная единица для оценки в школе - контролируемые элементы образования, которые должны быть отражены в результатах ООП, на основе которых формируют фундаментальные понятия. 
Минимальная структурная единица, формирующая ООП школы, - контролируемые элементы содержания образования. Их перечень содержится в приказе МОиН РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ действует и включает поправки и дополнения от 31 января 2012 года. 


На основе КЭС должна строиться основная образовательная программа и проводиться выбор учебника. Контролируемые элементы содержания составляют базовую часть ООП, а их достижение всеми учащимися представляет собой государственную гарантию, за выполнение которой отвечает школа, получившая субсидию на реализацию образовательной программы.
В действительности существует 2 группы элементов содержания:
- знания и компетенции, которые учащийся предъявляет в качестве результата в ходе промежуточной и итоговой аттестации;
- элементы содержания, необходимые для дальнейшего обучения, без которых невозможно освоить другие темы и предметы, но не подлежащие аттестации.
Например, понятие суммы применяется не только в курсе математики в 1-м классе, а используется на протяжении всего периода обучения. Представление о системах требуется в курсе алгебры для решения уравнений, в обществознании для знакомства с системами государственного управления, в биологии для изучения строения живых организмов и экосистем. 
Только на основе анализа элементов содержания учитель может проектировать формы промежуточной аттестации и соответствующие формы занятий. 
В курсе физики для подготовки к аттестации по теории об основных видах энергии и решения задач возможно провести классический урок, а для освоения способов работы с конструктором электрических цепей потребуется провести практическую работу. При этом формой аттестации может стать зачет.

Результаты освоения учебных предметов перечислены в содержании федерального компонента ФГОС. Но часть из них подлежит аттестации, их достижение оценивается, другие - необходимая база для дальнейшего обучения, но не оцениваются в ходе промежуточной аттестации. 
Такие примеры можно найти не только в метапредметных, но и в метапредметных результатах. Например, среди предметных результатов освоения химии на уровне основного общего образования есть проверяемые в ходе контрольных и практических работ, контрольного тестирования или устных опросов. Есть и другая группа - результаты, которые не подлежат аттестации, но без которых невозможно решить химические задачи и выполнить практические задания.
Метапредметные результаты включают освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и межпредметных понятий (например, эксперимент, упражнение, ландшафт, вещество, атом, произведение, словарь, пример). 
Универсальные учебные действия развиваются в урочной и внеурочной деятельности и определяют умение ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, ориентироваться в разных источниках информации, проводить исследования, применять языковые средства и совместно решать новые задачи. 
Владение межпредметными понятиями тоже можно оценивать в ходе промежуточной аттестации. Для этого потребуются такие формы, как презентация проекта или представление учебного исследования.

На основе фундаментальных понятий и контролируемых элементов содержания строится система итоговой аттестации, которая показывает эффективность работы школы по реализации образовательной программы. Такой результат школы можно увидеть в результатах учащихся на государственной итоговой аттестации. 
Не случайно промежуточной аттестации уделено особое внимание в федеральных нормативных документах. Если школа выбирает формы промежуточной аттестации с учетом элементов содержания образования, формирует гибкую систему оценивания, а педагог учитывает на уроке все КЭС, подлежащие аттестации, то школа сможет создать необходимые условия для обучения, а значит, гарантирует результаты по стандарту. 

Положение о промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ №5

29.08.2015

Положение о формах, переодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №5 от 01 сентября 2017 года

Читать далее

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie